Развитие современных технологий в сфере звука полностью раздробило
целостность восприятия музыкальных форм и стилей, соединив их в некую
музыкально-звуковую мозаику. Однако, если обратить взгляд на историю
музыки, можно выделить этапы ее становления, напрямую связанные с
религиозными, философскими представлениями человечества.
Более того, тысячи лет музыка была проявлением религиозной жизни
общества и каждый народ, опираясь на свое религиозно-философское
мировоззрение, создавал определенные звуковые формы и музыкальные
стили. Такая связь музыки и народного духа неразрывна.
В истории музыки можно выделить 4 этапа - магический, мистический,
этический и эстетический. Можно говорить о том, что эти этапы
представляют собой некие первоэлементы, из которых образуется любой
музыкальный стиль или система. Каждый из первоэлементов обладает своим
собственным принципом воздействия на слушателя.
1. Магический - основывается на способностях ритма и звука
приводить человека в состояние транса или экстаза путем изменения
биоритмов организма. Музыка, основывающаяся на этом наиболее архаичном
принципе воздействия, дожила до наших дней в практиках современного
шаманизма.
2. Мистический - использует различные музыкальные
компоненты - соотношение тонов, пропорций интервалов и т.д. - в
качестве мистического орудия постижения мира, сонаправляет к общему
единству в мистериях, а также дает форму более тонкого экстаза. С таким
восприятием музыки мы можем встретиться у жрецов Вавилона и Древнего
Египта.
3. Этический - характеризуется использованием музыки как некоей
"гимнастики души", призванной развивать в человеке нравственное,
этическое начало, воспитывать в нем истинного гражданина. С таким
пониманием музыки мы сталкиваемся у древнегреческих философов, а также
у Конфуция, считавших, что состояние общества определяется состоянием
музыки, практикуемой в обществе.
4. Эстетический - возносит в сферу чувств и ассоциаций, катализируя
впечатления. Главная задача такой музыки - доставление эстетического
наслаждения любыми средствами. Она появляется в обществе, в котором
забывается великое религиозное и мистическое предназначение музыки и
начинает доминировать взгляд на музыку лишь как на искусство, задача
которого - приносить эстетическое наслаждение.
Современная
музыкальная культура тяготеет к магической музыке, вызывая на
поверхность бытия тени инфернального мира. Несмотря на свои современно
звучащие названия - рэйв, техно, - указывающие на неразрывную связь с
миром современной культуры и технического прогресса, подобная музыка
появилась еще на заре человеческой истории, сопровождая рождение
цивилизации.
Обычно под рэйвом понимается набор определенных стереотипов -
клубы, особая музыка, особый имидж, внешний вид, образ провождения
времени. Само слово попало в русский язык, как и многие неологизмы, из
английского слэнга. Оно означает бред, горячку, шторм, сильное
помешательство и приравнивается по смыслу к "точке потери сознания".
Поэтому не случайно большую роль в рэйв играют наркотики, особенно
психотропные, т.к. все строится на изменении ведения мира.
Здесь можно даже провести аналогии с восточным мистицизмом, в
котором такое состояние приравнивается к просветлению, "Сатори" или
"Саматхи". Это новое видение зачастую не просто вызывает интерес, но и
начинает нравиться, - как нечто, выходящее за рамки обыденности.
Знаменем мирового рэйв-движения является техно-музыка. Направлений
"техно" - бесчисленное множество: "эйсид-джаз", "джангл",
"драм-энд-бейс", "хард-кор"... Условно их можно разделить на две
большие группы - танцевальная музыка и музыка психоделическая.
Последняя использует эффекты, вызываемые психотропными веществами, как
"откровения". Можно даже сказать, что музыкальные направления "техно"
дифференцируются по типам наркотических средств.
Корни музыки "техно" необходимо искать в идеологических истоках
музыки "индастриал", которые лежат в традициях радикальной литературы и
художественных перфомансов начала XX века ("перфоманс" (от "perfomance"
- "театральное представление" и "перфомация" - перекодировка) -
искажение логики вещей с целью изменить восприятие зрителя, слушателя,
читателя). Конечно же можно говорить и о том, что все направления
"индастриал" имели предшественниками движения футуризма, дадаизма и
сюрреализма, философию и приемы в своем творчестве (такие как
бессловесная шумовая поэзия, эффект перфоманса, использование шума как
музыкального элемента, атональность, диссонанс и т.д.). К примеру, в
"Техническом манифесте футуристической музыки" (1911 г.)
композитора-футуриста Балилла Прателла читаем: "[Музыка] должна
передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов,
океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это
должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и
победную сферу электричества".
"Индустриальные" музыканты считают своим предшественником также
композитора Александра Скрябина, пытавшегося в 20-х годах создать
собственный музыкальный строй и экспериментировавшего с взаимодействием
звука и света.
Утрата подлинного христианского опыта в Европе требовала все новых
и новых откровений, вызывавших появление новых мировоззренческих теорий
в искусстве, которое отныне взяло на себя удовлетворение религиозных
потребностей. Искусство и, особенно, музыка, обладающая огромным
потенциалом прямого воздействия на подсознание явилась ключом к
попаданию в необычные, интересные, "запредельные" эмоциональные и
психологические состояния, ставшие эрзацем утерянного некогда первым
человеком райского блаженства, а впоследствии - полноты жизни со
Христом и во Христе.
Основой композиций музыки "рэйв" являются "сэмплы" - бесконечно
повторяющие короткие словесные и музыкальные фразы, создающие
ритмико-мелодический, а также смысловой массив, напоминающий собой
чтение мантр, а также "брейг-бит" - "разрушенный ритм", частота
которого достигает порой 160-ти ударов в минуту и который разрушающим
образом воздействует на биоритмы человеческого организма. Вкупе с
искусственно создаваемым звуковым диссонансом все это способно
приводить человека в экстатическое состояние, а соединение звукового и
светового ритмов (с помощью стробоскопа) усиливает его. (На многих
видеокассетах с такой музыкой имеется маркировка: "В этих кассетах
содержатся стробоскопические эффекты, которые могут вызвать приступы
эпилепсии"). Главными "распорядителями", шаманами и жрецами рэйвов
являются Dj-и (ди-джеи или диск-жокеи), которые благодаря подбору
музыки, сэмплов, количества ударов в минуту и навыку собирать все это
воедино, управляют психическим состоянием толпы". Такое воздействие
рэйвов составляет сущность нового религиозного опыта современного
человека.
Поведение представителей рэйв-движения окрашено постоянной
дурашливостью, шутками, ерничаньем, глумлением над приверженностью к
идеалам, над любым проявлением серьезного. Это своеобразное юродство,
но в противоположность юродству ради Христа, призванное скрыть не
духовное богатство человеческой души, а ее пустоту и ничтожество.
Рэйв обладает признаками настоящей религиозной системы,
противостоящей христианству. Подтверждением этому служит даже само
слово "сэмпл", которое переводится с английского языка как "образец".
Известно, что в Православной Церкви образцом жизни в целом и
богослужения в частности является Устав или Типик. Типик и означает
"образец" (от "типикос" - "следующий образцу"). В противоположность
церковному уставу или образцу рэйв имеет свой образец жизни, ибо сэмпл
- это не просто короткая музыкальная или словесная фраза, сэмпл - это
образец, пример, принцип отношения к жизни - глумливого, а подчас и
циничного. В качестве "сэмпла" может быть использовано все: от кусков
речи известного политического деятеля и уличных или индустриальных
шумов до отрывков произведений классики, народных частушек и популярных
советских песен. За таким игровым, ироничным отношением к духовным и
культурным ценностям, а также разрушением любого стиля и эстетики стоит
"неверие в взаправдашность, реализм святости, красоты и морали". Как
религиозная система рэйв имеет даже свой "месяцеслов" или праздничный
календарь: к примеру, в рэйв-клубах обязательно справляются такие
сатанинские праздники, как Вальпургиева ночь или Хеловин.
Как-то один из бывших рэйверов заметил, что музыка рэйв
генерируется в измененном состоянии ума, и если бы она создавалась в
трезвом состоянии, то имела бы другой дух и была бы явлением
искусственным. Но существует и обратная связь между автором -
"композитором - Dj-ем" и слушающим, поскольку человек, не желающий
впадать в экстаз и получать наркотический допинг, не сможет долго
находиться на рэйв-мероприятиях. Рэйв-пати являются лучшим местом
продажи наркотиков, о чем свидетельствуют частые проверки и обыски
сотрудников милиции.
Поэтому внимательно следите, что слушают ваши дети, потому что рэйв
- это уже половина пройденного пути к наркотикам. Рэйв - это также и
определенная подготовка психики и сознания к тому, чтобы попасть в
какую-нибудь конкретную секту, стать приверженцем того или иного
языческого и даже прямо сатанинского культа. Тоталитарная секта и рэйв
- явления родственные по своей сути, ибо "на эффекте "нового видения"
или "иных условий и религий (составляющих современное религиозное
движение под общим названием "Нью Эйдж") с их магическими практиками".
Ярким фрагментом "Нью Эйдж" является и рэйв.
Рэйвер - это безумный, а рэйв - икона-символ современного
обезумевшего мира, потерявшего Бога. И противостоять этому безумию
можно только духовными средствами и на духовном уровне. Потому что
подобно тому как наркоману для полного исцеления от своей страшной
болезни необходима не только медицинская помощь, но также и особые,
духовно благоприятные условия: отрыв от привычной среды и круга
общения, частое участие в Таинствах церковных, посильной физический
труд и т.д. - так, и меломану-рэйверу, для того чтобы очистить свой
духовно-психический организм от музыкальных токсинов современной
музыки, замешанной на оккультизме, язычестве и потакании страстям,
необходимо радикальное изменение звуковой среды, заключающееся в
приобщении к богослужению, которое является одним из действеннейших
средств исцеления и возрождения души и тела, ведь по словам Евангелия,
"сей род изгоняется только постом и молитвой". Как во времена Христа,
так и сейчас, эти слова не потеряли своей актуальности.