Век 17. Франция. Началом рождения приспособлений для проигрывания мелодий, а потом и пластинок считается конец 17 века. Именно в это время Франция на прилавок музыкального мира выкинула ящик. Ящик, внутри которого были размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик со шпильками. На валек «записывалось» по одной пьесе. Это был механический инструмент в виде небольшого органа без клавиатуры. Впервые он появился как инструмент для обучения певчих птиц и назывался «Orgue de Barbaris». В конце девятнадцатого века он был усовершенствован, валики заменили на перфорированные круги и уже записывали несколько песен, вальсов или опер. Такому инструменту дали уже более простое название шарманка - от начальной строки немецкой песенки «Scharmante Katarine». Катаринка. Эдисон. Шарманка, или в простонародии, Катаринка продержалась до 1877. Пока неугомонный старик Эдисон не выставил на суд слушателя фонограф. Устройство для механической записи звука и самое главное, его воспроизведения. Эдисон показал всем как с помощью иголки и фольги он выдавил винтовую канавку, причем переменной глубины, а потом начал двигать иголку по канавке. Свершилось! Она совершает вынужденные колебания и связанная с ней мембрана издает звук. Итак, было положено начало прямого пути к настоящим вертушкам. С большим тормозом, только после 1920 посыпались как из рога изобилия, всевозможные открытия. На основе фонографа были созданы граммофон и патефон. Граммофон и патефон. В начале 20 века был изобретен граммофон, механическо-акустический аппарат, уже более серьезное устройство для воспроизведения музыки, нежели предыдущие. Именно с него началось четкое, самостоятельное воспроизведения звука с граммофонных пластинок (см. Ди - Джей культуру от октября 2000). Ну а раз более серьезный значит и более громоздкий. И тут как всегда на подхвате новые ученые, выдающие новые изобретения. Изобретают портативную, переносную разновидность граммофона со скрытым рупором - патефон. Первые патефоны выпускались французской фирмой «Пате». Однако они сильно отличались по своей конструкции от аппаратов, широко известных под этим названием. Были приспособлены не только для воспроизведения, но и для записи звука, запись и воспроизведение осуществлялись не от края пластинки к центру, а от центра к краю и т.п. Пик популярности пришелся на 40-е годы уходящего столетия. После появления долгоиграющих «грамм пластинок» патефоны постепенно выходят из употребления, уступив место электрофону (электропроигрывателю) и радиоле. Электрофон и радиола. Вся эта братия электропроигрывателей и радиол, становится популярной темой, во времена молодости наших пап и мам. Именно тогда были показаны миру «Феникс - 001» высшего класса, «Ригонда» и «Мелодия». На тот момент это чудо человеческой техники было лучшим из доступных электропроигрывающих устройств. Отличались от граммофона тем, что в электрофоне, радиоле и электропроигрывателях механические колебания иглы звукоснимателя преобразовывались в электрические колебания, усиливались усилителем звуковых частот и затем преобразовывались в звук электроакустической системой. А сама эта система включала в себя один или несколько электродинамических громкоговорителей. Все вышеуказанные данные не имеют ни какого веса и смысла, если поподробней не рассказать об устройстве, которое на протяжении века с лишним колебалось в винтовой канавке. Первые иглы, которые предназначались для фонографа, были лишены особого места в истории, поэтому о них ничего не известно. Зато следующие - граммофонные иглы уже находились под чутким и неугомонным вниманием изобретателей. Граммофонная игла - элемент звукоснимателя, воспринимающий механические колебания при движении по канавке пластинки. Тогда иглы имели форму цилиндра, переходящего в конус. Конус оканчивался полусферой, которая и являлась рабочей частью грамм иглы. Иглы подразделялись на два вида. Первые это постоянные, которые неразъемно встраивались в иглодержатель, изготавливались из корунда или алмаза. Срок службы корундовых игл составлял около 150 часов, а алмазных - в 10 раз больше. Второй вид игл - сменные, крепящиеся винтом к граммофонным мембранам в звукоснимателях старых конструкций, изготавливались из стали, применялись для воспроизведения записи с пластинок только при скорости вращения 78 об/мин. Срок их службы был всего около 5 минут. Современность. Современные ди - джейские вертушки имеют скорость вращения 33 и 45 об/мин. И несмотря на то, что их выпускает множество фирм (Gemini, Numark, Vestax, Kam, Sound Lab, Citronic) cегодня одной из лучших считается Technics. Знаменитая модель Technics 1210 была выпущена в 80-х годах и до сих пор является самой актуальной. Именно эти модели стоят в самых известных клубах. При запуске она не имеет инерции, что обусловлено кварцевым приводом, то есть двигатель подключен прямо, а не через ременную резиновую передачу. Для ди - джеев, играющих на пластинках, самое главное - Pitch - изменение скорости. В новых моделях, предназначенных специально для ди - джеев, он не фиксируется в положении нуля, а ходит свободно по всей шкале. В некоторых моделях вертушек фирмы «Vestax» замедление и ускорение производится кнопками «плюс» и «минус» по аналогии с компакт - диском. Так же «Vestax» могут крутиться в обратную сторону. Две самых известных фирмы, изготовляющих иглы для ди - джеев - «Stanton» и «Ortofon». Считается, что «Stanton» более износостойкие, а «Ortofon» - более качественные. Частотный диапазон современных игл от 20 до 20 000 Гц.
|